Три типа реакции
В своей книге «Похвала бегству» биолог Анри Лабори пишет о том, что, встречаясь с испытанием, человек располагает всего тремя возможностями:
1)Борьба
2)Пассивность
3)Бегство
1. Борьба: самая естественная и самая здоровая реакция. Организм не терпит психосоматического ущерба. Полученный удар трансформируется в ответный удар. Но такой поступок чреват некоторыми негативными последствиями. Человек входит в круг постоянной агрессии. И в конце концов встречается с кем-то, кто сильнее его и кто отправляет его в нокаут.
При лжи, на стресс-вопрос это проявляется следующим образом:
-Веки напряженны, глаза смотрят пристально.
-Нижнее веко может быть приподнято.
-Губы плотно сжаты.
-Ответ может быть вопросом на вопрос.
2. Пассивность: проглотить обиду и вести себя так, словно не заметил агрессии. Такое поведение в основном принято и чаще всего встречается в современном обществе. Это называют «запретом на действие». Нам хочется ударить противника по лицу, но мы понимаем, что устроим спектакль, получим удар в ответ, будем втянуты в круг агрессии, и подавляем свое бешенство. И удар, который не получает противник, получаем мы сами в виде психосоматических болезней: рака, псориаза, невралгии, ревматизма…
При лжи, на стресс-вопрос это проявляется следующим образом:
-Замирание.
-Замедление проявлений жестов.
-Понижение тона голоса.
3. Бегство, это третий путь.
Оно бывает нескольких видов:
Химическое:
Алкоголь, наркотики, табак, антидепрессанты, транквилизаторы, снотворное. Они позволяют стереть из памяти или, по крайней мере, смягчить перенесенную агрессию. Мы забываем. Мы бредим. Мы спим. И все проходит. Но этот вид бегства размывает восприятие реальности, и человек понемногу перестает выносить нормальную жизнь.
Географическое бегство:
Состоит в беспрестанной смене мест пребывания. Мы меняем работу, друзей, любовников, квартиры. Так проблемы путешествуют вместе с нами. Мы их этим не решаем, но мы меняем им декорации, что само по себе уже освежает.
Артистическое бегство:
Состоит в трансформации своего бешенства, гнева, боли в произведения искусства – фильмы, музыку, романы, скульптуры, картины… То, что мы не разрешаем произнести себе, говорит наш воображаемый герой. Это может произвести эффект катарсиса. Зритель, который увидит, как герой мстит за его обиды, также получит облегчение.